«Письмо индусу» или другой Лев Николаевич Толстой

Толстой Лев Николаевич, русский классик

Не смотря на то, что все мы учили в школе «Войну и мир» Л.Н. Толстого, основной его труд на эту тему остался для меня неизвестным.  Внезапно возникший интерес к работам Махатма Ганди открыл для меня образ русского классика совсем с другой стороны.

«Если человек поутру хочет сделать зло другому, ввечеру зло посетит его».

— Л.Н. Толстой. «Письмо к Индусу»

Мир вокруг нас не настолько цивилизованный насколько кажется на первый взгляд. Не смотря на то, что мы все учили в школе всемирную историю, мало кто из нас осознает, что последней отменила рабство  Мавритания de jure в 2007 году. Повторно провозгласили в 2011.  Всего лишь 8 лет назад. De facto рабство на территории этой страны существует по сегодняшний день. В статусе рабов остается около двухсот тысяч человек.   В других странах — в основном процесс отмены рабства происходил во второй половине ХХ века после окончания второй мировой войны.

Само понятие «цивилизованности» оставляет слишком большой диапазон для размышлений.

Эпоха великих географических открытий, которая началась в XV  веке привела к тому, что земной шар разделили между собой страны западной Европы. Цивилизованная Европа превратила практически весь известный нам мир в свои колонии. А свободных людей — в рабов.

gungadin3
Английские колонизаторы. Кадр из фильма «Ганга Дин»

В начале ХХ века Индия была одной из таких колоний. Нужно понимать, что граждане этой страны могли отправлять своих детей на обучение в Европу. Одним из таких детей стал Мохандас Карамчанд Ганди.

Получив юридическое образование в Великобритании Ганди отправился работать в Южную Африку, где и начал свою борьбу за права индийцев. Там впервые было опробована такая тактика борьбы (если так можно выразиться) как сатьяграха.

…как я ни бился, все же не мог найти подходящий термин. Тогда я объявил конкурс среди читателей «Индиан опиньон» на лучшее предложение в этом смысле. Маганлал Ганди сочинил слово «сатаграха» (сат — истина, аграха — твердость) и получил премию. Стараясь сделать слово более понятным, я изменил его на «сатьяграха», и этот термин на языке гуджарати стал с тех пор обозначением нашей борьбы.

Махатма Ганди «Моя жизнь»

Вчера, когда искала труды Махатма Ганди я случайно набрела на его переписку с Львом Николаевичем Толстым. Не смотря на то, что мы так трепетно и скурпулезно изучали «Войну и мир», я ни разу не слышала о том, что именно Граф Толстой стал вдохновителем идей для такого всемирно известного политического деятеля, как Махатма Ганди.

Все началось с того, что в 1908 году к Л.Н. Толстому обратился журналист и редактор газеты «Свободный Индостан». Он просил оказать поддержу Индийскому народу, который терпит притеснения со стороны Великобритании.

14 декабря 1908 года Лев Николаевич пишет ответ, который в дальнейшем получил название «Письмо Индусу». В нем он раскрывает суть учения о непротивлении и любви. Которое обрамляет цитатами Кришны, переведенными на русский язык. Граф Толстой обращает внимание на то, что единственная непоколебимая сила, воспетая мировыми религиями — это любовь. А система государственного управления, построенная на насилии — не является истиной. Можно сказать, что Толстой критикует науку, находя у нее слишком много аспектов схожих с религией. И говорит о том, что ничто не сможет заполнить пустоту в человеческих сердцах кроме любви.

«Любовь есть единственное средство спасения людей от всех претерпеваемых ими бедствий. В данном случае единственное средство освобождения вашего народа от порабощения только в любви. Любовь, как религиозная основа жизни людей, с особенной силой и ясностью была еще в далекой древности провозглашена в вашем народе. Любовь при допущении противления злу насилием есть внутреннее противоречие, так что теряет всякий смысл и значение. И что же? В 20-м веке вы, член одного из самых религиозных народов, с легким сердцем и уверенностью в своем научном просвещении и потому несомненной правоте отрицаете этот закон, повторяя ту — простите меня — поразительную глупость, которую внушили вам защитники насилия, враги истины, сначала служители богословия, потом науки, ваши европейские учителя.»

— Граф Толстой. «Письмо индусу»

Спустя некоторое время Граф получает письмо молодого политического деятеля Мохандаса Ганди. В нем он пишет о том, что восхищается произведением «Царство Божие внутри Вас» и просит разрешения напечатать текст «Письма к индусу» в журнале «Индиан опиньон». Переписка продолжалась вплоть до 1910 года, которая оборвалась вместе со смертью русского классика. В своем последнем письме Толстой приводит пример борьбы с русским мелитаризмом путем отказа от государственной службы и службы в армии.

махатма ганди
Махатма Ганди. Фото Маргарет Бурк-Уайт и Анри Картье-Брессон

Ситуация, которая сложилась в Индии в начале 20 века была настолько ужасной, что индуисты и мусульмане в своем отчаянном порыве гнева и непримирения вырезали целые села. Все это усугублялось влиянием английских колонизаторов.

1562705-R3L8T8D-650-gandhi_wallpaper2-1
Махатма Ганди. Фото Маргарет Бурк-Уайт и Анри Картье-Брессон

К сожалению, Ганди не смог предотвратить отделения Пакистана в отдельную страну и массового переселения индусов с той территории. Но результатом его деятельности стала независимость Индии, которая не развалилась на кусочки из-за отличий религиозного характера. Благодаря Ганди Индия получила финансовую независимость и вышла из под контроля Великобритании.

В нынешней ситуации, которая сложилась в нашей стране меня искренне удивляет то, что с самого начала конфликта люди готовы были применять насилие. Оно применялось с обоих сторон еще в Киеве. Странно, что спустя полтора года никто не говорит о мирном решении вопроса. Хотя обе стороны понимают, что дальше смертей будет только больше.

Нам говорили в школе о том, что историю учат для того, чтобы не наступать на  те же грабли снова и снова. В реальности же, история учится только для того, чтобы спекулировать ею и манипулировать населением.

 

 

 

Оставить комментарий

Оставить комментарий с помощью: